Перейти к основному содержанию

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

mezhdunarodny_logotip_vk.jpg

 

Накануне греческой колонизации

Выставка смонтирована в самом большом третьем зале Выставочного комплекса. Ее автор – известный в стране и мире археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник музея-заповедника «Танаис» Леонид Сергеевич Ильюков. Дизайнер - один из старейших сотрудников музея-заповедника – ведущий художник Марина Ивановна Макарова.

Донская степь – малая часть Великой евразийской степи, раскинувшейся с запада на восток, от Дуная почти до берегов Тихого океана.

Основой жизнедеятельности многих народов, обитавших на этом огромном пространстве в эпоху бронзы, являлось скотоводческое хозяйство. В IV тысячелетии до нашей эры здесь появляются первые металлические изделия, зарождается колесный транспорт. В степи появляются древнейшие курганы, воздвигнутые над могилами умерших.

Взаимодействие между народами, которые жили на большом расстоянии друг от друга – реальность бронзового века. На большей части евразийского континента товары и народы преодолевали значительные расстояния.

Контакты между удаленными друг от друга землями устанавливались через торговлю (обмен) различными предметами, при этом перемещались не только товары, но и люди. Иногда в путь пускались простые путешественники, которые, возвратившись домой, рассказывали о далеких экзотических землях; или люди просто переезжали на новое место. В последние годы и археологический анализ, и научные изыскания помогли пролить свет на эти вопросы.

Древнейшие страницы истории бронзового века открывает выставка "Приазовье накануне греческой колонизации. Пастушеские племена III–II тыс. до н.э." в Археологическом музее-заповеднике «Танаис».

На заре бронзового века в донские степи, занятые населением среднестоговской культуры, проникают переселенцы с юга, носители майкопской культуры Северного Кавказа. На территории Нижнего Дона появляется высококачественная глиняная посуда и изделия из серебра и золота.

В Нижнем Подонье население древнеямной культуры сменяют племена катакомбной культуры, которые хоронили своих умерших в могилах в форме катакомб.  Могила напоминала символическую повозку, на которой умерший отправлялся в мир предков. Его сопровождал разнообразный погребальный инвентарь. Широкое распространение деревянного колесного транспорта способствовало укреплению культурных связей с северокавказским населением.

В конце III тыс. до н.э. в низовьях Дона вырос центр торговли, который защищали каменные стены и глубокий ров, расположенный с его внешней стороны – Ливенцовско-Каратаевская крепость.

В конце первой четвери II тыс. до н.э. в донских степях появляются племена, украшавшие глиняную посуду многочисленными налепными валиками, за которыми закрепилось название «племена многоваликовой керамики». В их быту широко использовался колесный транспорт. Своих умерших они хоронили в подкурганнных могилах, обложенных деревом или камнями.

В середине II тыс. до н.э. в донских степях появляются племена срубной культуры, у которых было комплексное, скотоводческо-земледельческое хозяйство.  По берегам рек возникают многочисленные небольшие поселки, рядом с которыми появились небольшие родовые кладбища.

Во второй половине II тыс. до н.э. в юго-западной части восточно-европейской степи сформировалась сабатиновская культура. Её носители совершали дальние морские плавания вдоль побережья Черного моря.Памятники сабатиновцев распространены в Северном Приазовье, Нижнем Поднепровье, Побужье и Поднестровье, известны в Северо-Западном и Восточном Крыму.

В конце бронзового века засушливость климата обернулась коренными изменениями в хозяйстве степных племен. В поисках пастбищ для скота люди стали переходить к кочевой форме хозяйства.

В результате миграции в первой четверти I тыс. до н.э. на побережье Меотиды (так греки называли Азовское море) появляются первые торговые поселения греческих переселенцев.

Время проведения: 
1 апреля - 30 декабря 2021 года
Категория: