Музейно-педагогические проекты

МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ «ТАНАИС»

В детских учреждениях близлежащих к музею-заповеднику городов и районов большой популярностью пользуются исторические практикумы по древним ремеслам, рассчитанные на группу в пределах 25 человек. Они проводятся на базе музейно-педагогических центров заповедника: «Музей детства» и «Студия живой истории». 

«Глиняная азбука»

Урок гончарного ремесла. Дети получают по куску настоящей гончарной глины. 
Мастер – музейный педагог объясняет и показывает древнейший способ изготовления посуды вручную, который называется жгутиковым. И дети пробуют своими руками тем же способом, из глиняных жгутиков, слепить какую-нибудь посудину: миску, кувшин, горшок… 
Если остается время и глина, каждый может слепить все, что хочет. Готовые изделия дети забирают домой: их нужно высушить, и тогда можно разрисовать красками по своему вкусу.

Такой урок может быть и театрализованным. Дети надевают костюмы, как у древних танаитов. Мастер произносит похвальное слово Глине – древнейшему природному материалу, который человек приспособил для своих нужд. И знакомит детей с сюжетом мифа или сказки на «глиняную» тему, который они и разыгрывают. Например – «Как Горшок примирил огонь и воду». Маленький спектакль помогает школьникам узнать об удивительных свойствах глины и рождении из нее нужных в быту предметов. И тогда намного интереснее лепить после игры. Да и посуда получается удачнее.

«Мастерская Арахны»

«Мастерская Арахны» – на этом уроке дети знакомятся с основами прядильного и ткацкого ремесла. Узнают миф о состязании искусной ткачихи Арахны с самой богиней Афиной. Учатся сплетать нити в полотно на деревянном станке-раме – как Пенелопа в ожидании Одиссея; треплют льняную кудель, вытягивают волокна и свивают в нить с помощью инструментов старинного образца.

«Войлок у древних кочевников»

Еще один практикум по рукоделию. Ребята узнают, как и для чего использовали войлок в быту и как его изготовляли. 
На уроке мастер показывает технику мокрого валяния: делит кусок шерсти на пряди, сворачивает их в комок, окунает в мыльную воду и слегка отжав, скатывает из шерстяных волокон плотный войлочный шарик. Затем и дети пробуют это сделать. Из нескольких шариков уже получаются бусы. 

А если постараться, можно смастерить и несложную фигурную поделку, например, аппликацию на одежду или сумку.

«Непостижимая загадка куклы»

Самый необычный из исторических практикумов. Ученые немало потрудились, чтобы понять смысл человекоподобных фигурок из глины, камня, дерева, ткани. Их значение в древности было тесно связано с представлениями людей об окружающем мире и обожествлением сил природы. Кукла приносила счастье и удачу, оберегала от зла, болезней и смерти. На каждый случай ее создавали по особым правилам. Традиции этих верований дожили в культуре разных народов до наших дней. Какие – объясняет и показывает мастер.

А потом дети делают простых кукол сами – из ткани и других природных материалов, которые получают на занятии. Удавшихся кукол забирают с собой домой: пусть несут свою многовековую службу как верные помощники человеку.

«Волшебный свисток»

На уроке узнаете тайну, которую многие века хранит свисток, о языке свиста и загадочных историях духовых инструментов. Используя кукольные персонажи, сможете сами поучаствовать в спектакле, повествующем о происхождении свистульки. На память смастерите простой музыкальный инструмент.

Работает в музее-заповеднике и система выездных циклов исторических практикумов по вышеперечисленной тематике (проводятся в основном в зимний период по заявкам в школах и других детских учреждениях близлежащих к заповеднику городов и районов Ростовской области).

СТУДИЯ ЖИВОЙ ИСТОРИИ

Постоянно действующая образовательная программа для школьников х. Недвиговки, в которой на безвозмездной основе проводятся занятия с местными школьниками всех возрастов. 

Программа представляет собой циклы специализированных занятий для детей по освоению древних техник домашнего рукоделия. Это не только ремесленная практика, но и поисково-собирательская работа как раздел тематического краеведения, в результате которой школьники развивают свои творческие способности и овладевают различными приёмами и навыками музейной деятельности. Занятия проводятся два раза в неделю. 

Через приобщение детей к забытым ремёслам одновременно оказывается влияние на формирование их художественного вкуса и открывается возможность последующего совершенствования их новых увлечений в других областях жизни, воспитывается уважение к собственной истории. Участвуя в поисковой работе, студийцы постоянно соприкасаются с историей своей Малой Родины. Знакомство с ее фактами помогает им узнать прошлое хутора, в котором живут, понять свои корни. Жителей Недвиговки окружают уникальные археологические памятники: руины древнего античного города Танаиса III в. до н.э. – V в. н.э., комплекс стоянок людей древнекаменного века «Каменная Балка» – 15-25 тыс. лет назад; остатки турецкой крепости Лютик – XVII в., курганные могильники кочевников от эпохи бронзы до средневековья и др. Хуторские ребята, приходя в музей-заповедник, могут непосредственно встретиться с подлинными археологическими находками (артефактами), остатками кварталов и укреплений древнего города, реконструкциями древних предметов и масштабных построек, и до многого в самом буквальном смысле дотронуться руками. Весь этот исторический багаж играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. 

Студия работает по специальным программам: «Лоскутное шитьё и народная кукла», «Вышивание», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление сувениров». Все они адаптированы к разным возрастам и уровню подготовленности детей. Знакомство со сведениями античных авторов и поисковая практика помогают студийцам реконструировать на занятиях настольные игры, модели метательных орудий и даже научные достижения далекой эпохи – например, винт Архимеда. С помощью кукол, сделанных своими руками, школьники разыгрывают древние мифы и легенды. 

Занятия в Студии живой истории не только повышают образовательный и культурный уровень учащихся. Очень важно, что они способствуют пониманию жизненных ценностей и перспектив, формированию позитивного образа «Я», развивают новые интересы, снижают детскую агрессивность, являются средством профилактики подростковой преступности, дают заряд положительных эмоций и в немалой степени решают проблему занятости детей во внеурочное время. А также помогают реабилитации и психокоррекции поведения детей, ограниченных психологическими и социальными проблемами, коренящимися в неблагоприятных семейных отношениях и окружающей обстановке. Есть уже немало примеров, как «трудные подростки» после прихода в Студию постепенно перестают быть «трудными». 

Кроме того, в перспективе Студия рассчитана на профессиональную ориентацию школьников как будущих музейщиков: «Танаису» нужны молодые кадры. Уже сейчас среди старшеклассников-студийцев есть желающие получить после школы образование для дальнейшей работы в музее, который начинается буквально за порогом твоего дома.